Снеткова Юлия Андреевна, воспитатель

Конспект открытого занятия для средней группы «Дымковская игрушка»

 Открытое занятие по социальному миру:

«Дымковская игрушка»

 

Цель: знакомство с глиняной игрушкой, как с одним из видов народного творчества.

Задачи:

1) формировать умение создавать на бумаге узоры

2) Развивать чувство цвета

3) Воспитывать интерес к народному творчеству

Материал:

дымковские игрушки

Картинки игрушек

Разрезанные картинки игрушек

Изображения барышни в белой юбке

Гуашь

Кисти

стаканы с водой

Скатерть

Салфетки

Ход занятия

 

1. Рассказ воспитателем «История создания дымковской игрушки». Показ иллюстраций по рассказу. 2 минуты.

 

- Давным- давно, когда еще не родились ни вы, ни ваши мамы и папы, ни ваши дедушки и бабушки, за дремучими лесами, за зелеными лугами, жили- были люди на берегу красивой русской реки Вятки.

Жили они в селе, растили хлеб в поле, собирали в лесу грибы и ягоды, ловили рыбу и купались в реке Вятке.

Стали люди замечать на берегу реки глину. Это была удивительная глина. Из нее можно было лепить. Вот и научились люди лепить разные игрушки. А лепили зимой, когда в поле не было работы.

Каждое утро люди вставали, растапливали печи, смотрели, как из труб домов вьется дымок, поэтому и назвали свое село Дымково.

Вылепленные игрушки обжигали в печах для прочности и  красили в белый цвет, подобно белым узорам за окном.

Расписывали игрушки различными узорами, продавали их в разных городах и селах. А по имени этого села игрушки стали называть дымковскими.

2. Стихи об игрушках с показом иллюстраций. 1 минута.

 

1) Дымковские барышни прекрасны,

Узоры на юбках разнообразны:

Полосы, овалы, воланы, круги и точки,

Как волшебные строчки

Символы природы они обозначают

Здоровья, счастья,добра желают.

2) Кони глиняные мчаться

На подставках, что есть сил!

И за хвост не удержаться

Если гриву упустил.

3) Дымковский я петушок,

Пышный хвост и гребешок.

Точки, клеточки, кружки

Краски сочны и ярки.

4) Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный

У большого индюка

Все расписаны бока.

5) Через горные отроги,

Через крыши деревень

Краснорогий, желторогий

Мчится глиняный олень.

3. Дидактическая игра «Собери игрушку» 2 минуты.

 

- Ребята, мышка бежала по столу, хвостиком махнула и разбила игрушки. Давайте соберем игрушки. Я приглашаю вас за столы  по 2 человека. Будем собирать парами.

- Какую игрушку собрали Миша с Тэйей?

- А какую Милана с Тасей?

- А какую Юля с Витей?

4. Беседа о значении цветов и узоров. 2 минуты.

- Ребята, все узоры мастера брали из окружающего мира. Давайте подумаем, на что могут быть похожи узоры.

- Что мог означать круг? (солнце)

- волнистая линия? (воду)

- Клетка? (поле, землю)

- Точки? (звезды)

- Точки в круге? (семена)

- Прямая линия сверху? (небо)

-  А как вы думаете, что обозначает цвет дымковской игрушки? Какого цвета игрушка? (разноцветная)

- Почему дымковские игрушки такие яркие? (их продавали на ярмарках и они привлекали внимание)

- Ярмарка - это праздник, на котором продавали различные товары.

5. Физкультминутка. 1 минута.

 

«Петух»

Шел по берегу петух,

Подскальзнулся, в речку бух.

Будет знать петух, что впредь

Нужно под ноги смотреть.

«Индюк»

Ходит по двору индюк

Среди уток и подруг

Вдруг увидел он грача

Рассердился сгоряча.

Ножками затопал

Крыльями захлопал

Весь раздулся словно шар

Или медный самовар.

Затряс бородою

Понесся стрелою.

6. Д/ и «Прятки с игрушками». 5 минут.

 

- Ребята, а давайте поиграем с игрушками в прятки! Я буду выставлять игрушки, а вы из называйте и запоминайте.

А теперь закройте глаза, я в это время спрячу одну игрушку в домик.

Вы должны догадаться, какой игрушки не стало.

7. Раскрашивание юбки у барышни. 6 минут.

 

- Художник не успел расписать юбки у барышень. Давайте поможем ему! Теперь мы знаем, какими узорами расписывают дымковские игрушки и можем перевоплатиться в художников. Предлагаю вам пройти за стол художников.

8. Рефлексия. 1 минута.

 

- Какой узор нанес Миша?

- Что он обозначает?

- Как называется игрушка, которую мы расписываем?

- Какая игрушка вам больше всех понравилась?

- Почему?

- Как одним словом можно назвать барышню, индюка, петуха и коня?

16 ноября 2023 в 15:17

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.